Транспортировка инженерных сетей зависит от расположения зданий и сооружений; озеленения; от профилей проездов и магистралей.
Инженерные сети делятся:
- Сети общего назначения, к ним относятся – водопроводные, канализационные, водосточные, теплофикационные, дренажные.
- Электросети всех видов.
- Технологические сети, которые служат для передачи жидкостей, газов.
По расположению инженерные сети – подземные, наземные и надземные.
В основном инженерные сети располагаются под землей, следует избегать укладки их под проезжей частью. Под проезжей частью располагаются сети ливневой канализаций, проходные тоннели.
Ширина улиц и проездов проектируется в зависимости от размещения инженерной сети; СЗЗ; Противопожарной безопасности.
Подземные сети трассируются, прямолинейно и параллельно линиям застройки магистрали, улиц и проездов.
- Тротуар
- Проезжая часть
- Зона давления от фундамента
С – электрокабели слабых токов
Э – элктрокабели сильных токов
ТС – техническая сеть
Г – газопровод
Л – ливневая канализация
Т – теплопровод
К – канализация
В – водопровод
Прокладка инженерных сетей в траншеях Совмещенная прокладка инженерных сетей в
общем коммуникационном тоннеле Надземная прокладка инженерных сетей,
совместных на одной опоре
Укладка инженерных сетей (при траншейной прокладке ) следует вести в определенной последовательности от линии застройки к проезжей части. Выделяются технические полосы для упорядочения размещения инженерных сетей. Подземные сети не размещаются в зоне распространения давления от фундаментов зданий и сооружений. Ближе к зданию укладываются сети, требующие наименьшего заглубления, за ними сети большего заглубления.
1.Электрокабели слабых токов
2.Технологическая сеть
3.Теплопровод (в том числе укладываемые в каналах)
4.Газопровод
5.Водопровод
6.Канализационные сети
7.Ливневая канализация, то есть водостоки.
Расстояние между сетями должны быть минимальными, при назначении расстоянии между сетями принимается модуль 100 мм или укрупненный модуль 500 мм.
Для уменьшения ширины улиц и удобство эксплуатаций сетей рекомендуется при соответствующем экономичном обосновании прокладка различных подземных сетей в общих тоннелях, которые в основном проектируют проходными.
Разрешается группировать: тепловые сети с водопроводными (водопровод размешается под теплопровод); тепловые сети с воздуховодными; энергетические сети с некоторыми видами технологической сети (транспортирующих негорючие и невоспламеняющиеся жидкости, инертные газы);
Некоторые материалопроводы, если это допускается по условиям техники безопасности. Сети ливневой канализации и хозяйственно – фекальной канализации имеют большие диаметры и уклоны и по требованиям санитарно – гигиенических в тоннелях не укладывают.
Также в тоннелях не укладывают в проходных каналах, тоннелях и непроходных каналах. Данные каналы заглубляются на 0,5 – 1 м от верха конструкции канала, поэтому посадка зеленых насаждений над каналом затруднительно, так как идет выделение тепла (120˚ до 40˚ С). Поэтому теплофикационные каналы и тоннели располагаются под проезжей частью дорог или под широкими тротуарами при условии обеспечения при этом сохранения дорожного покрытия. Проходные тоннели высотой 3 м и шириной 4 м почти не пересекаются с самотечными сетями. Правильный выбор теплопровода (его трассы) большое значение имеет в инженерном и архитектурно – планировочном отношении. Подземные сети должны быть увязаны друг с другом, поэтому составляется сводный план подземных коммуникации и используется при детальной разработке отдельных сетей.
Надземная прокладка инженерных сетей может быть при высоком стоянии УГВ, отсутствии мест в профиле проезда и осуществляется по стенам и кровлям зданий, столбам, мачтам, по эстакадам. Надземная прокладка допускается для всех коммуникационных сетей, кроме противопожарных водопроводов, канализации, промышленных сточных, фекальных и линевых вод.
Высота расположения надземных сетей должна обеспечивать проезд наземного транспорта. Развитые надземные инженерных сетей - является элементом в архитектуре ПП (производственного предприятия)
Наземная прокладка инженерных сетей (на столбиках, специальных прокладках зависит от местных условий). Они укладываются в открытых траншеях и должны быть защищены (ИС) от повреждении. Размещение наземных трубопроводов не должно стеснять движения транспорта.
Дюкер – изогнутая часть трубопровода, прокладываемая в соответствии с рельефом местности.
Самотечные сети иногда требуют исполнения дюкеров, чтобы они не пересекались с тоннелем.