Генплан промышленных предприятий – это комплексное решение вопросов планировки, застройки и благоустройства предприятия.

1)                        градостроительной связи предприятия с селитебной территорией и других промышленных предприятий (в соответствии с планировкой промышленного района и решением ситуационного плана).

2)                         размещения  сооружений и зонирования территории предприятия, блокирования цехов и сооружений, выбора системы заводского транспорта, организации грузовых и людских потоков, трассировки подземных, наземных и надземных сетей и коммуникаций: (производство технологической взаимосвязи цехов и сооружений)

3)                         характера застройки, унификации параметров и типизации элементов генплана; местоположения, формы и конфигурации отдельных зданий и сооружений; их ориентации по розе ветров; решения питания, бытового и медицинского обслуживания; расположения входов и въездов на территорию предприятия; организации движения людских потоков, системы заводских магистралей, проездов и площадей; возможности расширения предприятий; благоустройства территорий: (архитектурно – планировочной структуры).

4)                         производственно - строительной характеристики проектируемого предприятия; унификация строительных решений, то есть применение поточных и индустриальных методов строительства строй – генплана и графика строительства.

5)                        оценки и учета климатических, гидрогеологических и других  природных условий (t – ры, направления ветров, влажности воздуха, количества осадков, качества грунтов, гидрогеологических условий и рельефа участка, сейсмичности).

6)                        технико – экономической эффективности общего проектного  решения, то есть эффективность использования площадки и решений генплана.

Основной показатель экономичности решения генплана является плотность (коэффициент) застройки.

Проектирование генпланов  промышленных предприятий следует производить на основе единого укрупненного модуля, равного 6 м

Для проектирования генплана необходимо знание основ производственно – технологического процесса, техноэкономических, гигиенических, инженерно – технологических, строительных и архитектурно – композиционных требований,  опытом  эксплуатации и проектирования.

Местоположение строительной площадки оказывает большое влияние на решение генплана, иногда и определяет его принципиальную схему.

      Архитектор до начала проектирования обязан познакомиться с площадкой в натуре.

      При застройке промышленных предприятий необходимо исходить из требований производственного и строительного кооперирования с соседними промышленными предприятиями, прилегающими районами города, производственно – строительными базами и системами инженерного оборудования.

Трассировка инженерных сетей должна производиться с учетом возможного кооперирования с сетями селитебной зоны.  Решение генплана промышленных предприятий увязывается с трассировкой проездов и магистралей всего промышленного района, а также примыкающей к нему селитебной территории.

       Следует стремиться к максимальному сокращению территории, то есть не допускать излишеств в архитектурно – планировочных решениях (площадь застройки, размеры благоустройств, площадь озеленения, ширине и количестве магистралей и проездов, в величине разрывов между зданиями и сооружениями, длине транспортных путей и коммуникаций).

Правильное решение этих вопросов повышает архитектурное качество планировки, застройки, благоустройства промышленных территорий и снижает стоимость предприятия.

       Огромное влияние на решение генплана промышленных предприятий и на общую стоимость его строительства оказывает выбор системы внутризаводского транспорта.

Основной показатель экономичности решения генплана является плотность (коэффициент) застройки.

Железнодорожный транспорт дорогостоящий, поэтому при проектировании генпланов следует расширять применение автомобильного и механического транспорта. Использование такого вида транспорта позволит резко сократить площадь предприятия, приблизить отдельные здания и сооружения друг к другу и сократить инженерные сети коммуникаций.

Например:

   1) в генпланах машиностроительных заводов от  К=0,3 увеличение до К=0,4 позволяет уменьшить стоимость строительства до 4%

   2) в генпланах хлопчатобумажных комбинатов от К = 0,41 до К = 0,51 затраты на внутриплощадочные работы (коммуникации, дороги, благоустройство) снижается почти в 1,5 раза.

         При блокировке промышленных предприятий целесообразно разрабатывать общий генплан для всего района.

В решении генплана следует применять унифицированные параметры, типовые секции, типовые проекты зданий и сооружений.

Зонирование  промышленных предприятия

При проектировании генплана промышленных предприятий следует находить наиболее экономичные и удобные производственные связи между отдельными цехами, поэтому к началу проектирования должен быть установлен список всех цехов и устройств завода (титул) и хорошо изучена производственно – технологическая схема взаимосвязи отдельных цехов от ввоза сырья до выхода готовой продукции.

Расположение зданий и сооружений должно быть в соответствии с технологическим процессом, чтобы производственный поток был наиболее коротким без встречных и возвратных движений.

         Согласно с направлением и характером грузовых потоков должны располагаться железная дорога, безрельсовые пути и другие транспортные средства.

         Во многих химических заводах основная связь между цехами осуществляется трубопроводами, а рельсовый межцеховой транспорт применяется лишь для доставки сырья и вывоза фабриката.

        Проектирование генплана начинается с объединения отдельных цехов, устройств и сооружений в возможно малое количество блоков и последующего распределения – зонирования территории между этими блоками.

Обычно промышленная территория подразделяется на 4 зоны: I – зона общезаводских вспомогательных зданий и сооружений (заводоуправление, проходная, лаборатория, здания медицинского, учебного и культурного обслуживания) с предзаводской площадью и стоянкой пассажирского транспорта. II – зона производственная (цехи заготовочного, обрабатывающего сборочного циклов, также цехи подсобного назначения, если они обслуживают только данное предприятие, а не весь промышленный район)              III – зона складского и энергетического хозяйства. IV – зона транспортная (сортировочная станция, пути и другие транспортные сооружения). Здания, сооружения I, III, IV зон могут быть скооперированы для обслуживания нескольких предприятий или всего промышленного района. Если на площадке предприятия стоит одно производственное здание, то зонирование осуществляется  в пределах здания с учетом постановки его на генеральном плане и ориентации отдельных помещений – производственного, энергетического, подсобного, складского и административного назначения. При проектировании генплана промышленных предприятий необходимо также производить зонирование по степени вредности производства.  Вредности  это – газ, дым, копоть, пыль, шум и т.д. Цехи делятся на вредные, маловредные, безвредные.  Вредные и шумные цехи располагаются  дальше от главного входа, от зданий, где работает масса рабочих; от зданий для отдыха.

         Огнеопасные цехи, склады горючих материалов или ядовитых веществ располагают на расстоянии (по нормам) и с подветренной стороны по отношению к другим  цехам и складам.

Правильное зонирование промышленной площадки значительно облегчает дальнейшую работу по архитектурно – объемному решению застройки предприятия.

          Подсобные цеха (ремонтные мастерские) располагаются вблизи обслуживаемых ею цехов основного производства.  Группу энергетических сооружений (ТЭЦ, котельные, газогенераторные, насосные, компрессорные) следует располагать в районе основных потребителей энергии, пара, газа, воды, сжатого воздуха. Энергетические сооружения желательно приближать к источникам топлива и воды.

Трансформаторные подстанции рационально приближать к местам потребления, включая их в объем производственных зданий.

       Склады ближе к местам ввода железнодорожных подъездных и автогужевых путей или береговых разгрузочных устройств.

       Бытовые помещения на пути движения к рабочим местам.  Расстояние от рабочих мест до отдельно стоящих зданий бытовых помещений обслуживающих различные промышленные здания или установки, не должно превышать 300 м.

Расстояние от цеха до пункта питания – 300 м или 600 м.

       Медицинские пункты размещают в соответствии с решением всей сети медицинского обслуживания работающих на предприятии. Расстояние от медицинского пункта до наиболее удаленного рабочего места не более 800м.

         При проходных обычно размещаются помещения для кормления грудных детей, бюро пропусков, помещения охраны.

         Пункты питания и бытовые помещения, помещения для отдыха следует по возможности располагать комплексно. Общезаводские, административно хозяйственные здания и устройства следует размещать на границе предприятий со стороны наибольшего подхода людей от селитебной территории.

Пожарное депо располагают вне промышленных предприятий, в близости с ним, на изолированных от производственной территории участках с выездами на дороги общего пользования.

      Правила зонирования территории для различных производств могут уточняться в зависимости от местных условий строительства.

Если на площадке предприятия стоит одно производственное здание, то зонирование осуществляется  в пределах здания с учетом постановки его на генеральном плане и ориентации отдельных помещений – производственного, энергетического, подсобного, складского и административного назначения.

Схема грузопотоков с распределениям их по территории предприятия подтверждает правильность расположения цехов в зависимости от  их грузоёмкости.

       Трудоемкие цехи располагают вблизи входа на территорию предприятия, а менее трудоемкие – в глубине территории.

       Пути передвижения людей должны быть наиболее короткими и не пересекаться с грузовыми потоками.  При их пересечении: грузовые и людские потоки устраиваются в разных  уровнях.

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz