На определение структуры промышленных районов большое влияние оказывают железнодорожные пути и линии автомагистралей. В плане существующих городов можно различать три основных типа расположения железнодорожной сети в связи с образованием городских промышленных районов: 1) радиальная схема железнодорожных вводов в город типичная для крупных исторических сложившихся центров. 2) транзитная схема железнодорожных вводов, имеющая, как правило, два промышленных района по обоим концам транзитного участка, иногда с отводной веткой к промышленному району, расположенному в другой части города. 3) тупиковая схема, образующая один промышленный район, приближенный к зоне железнодорожного ввода. Их трех схем железнодорожных вводов наиболее распространенная – транзитная. Промышленные районы: производственные предприятия; ине объединенные склады; участки для перерабатывающих или утилизационных предприятий и устройств; отвалов и отходов производства. Также каждый промышленный район должен иметь общую строительную базу, рассчитанную на застройку промышленных и жилых районов города; Комбинаты бытового обслуживания, столовые, кафетерии, поликлиники, сберкассы, почта, магазины со столами заказов и т.п. Вне территории предприятий - стоянки для индивидуальных автомашин.
Приемы планировочного решения территории промышленного района
На основе практики проектирования промышленных районов выработано два основных приема общего планировочного решения территории промышленного района. 1) ленточное, то есть протяженное развитие промышленного района параллельно жилой застройке. 2) торцовое или глубинное развитие промышленного района.
Ленточный строится по принципу линейного развития его территории параллельно границе жилого района города. Железная дорога, подходит с тыльной стороны параллельно территории промышленного района. Между промышленной и жилой зонами устраивается санитарно защитная зона. Автогрузовая магистраль проходит обычно по границе промышленного района на его стыке с зеленой защитной зоной, то есть с противоположной стороны от железнодорожных вводов. Т.о, исключается нежелательное пересечение рельсового и безрельсового транспорта.